Главная arrow Искусство arrow Литература
Литература
Рождение римской литературы связано с возникновением латинского алфавита, который насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы.
Первый дошедший до нас текст – законы Двенадцати таблиц 451–450 до н.э.; первый известный нам писатель – Аппий Клавдий (конец IV – начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.
Итальянская литература появилась на европейской арене поздно. Латинский язык использовался в качестве литературного вплоть до XIII в. и сохранял свое значение до XVI в. Разговорный итальянский язык медленно укреплял свои позиции в литературе.
Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным Сицилийской школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II в Палермо в начале XIII в. Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений св. Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы.
Зарождение литературного языка, основанного на тосканском диалекте, относится к XIII–XIV вв. и связано с творчеством Данте, Петрарки и Боккаччо – родоначальников европейского гуманизма.
Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», сыграл выдающуюся роль в развитии литературы позднего Средневековья, что во многом способствовало превращению тосканского диалекта в общеитальянский литературный язык. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения – Франческо Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо, заслуживший мировую известность сборником новелл Декамерон.
Данте, Петрарка и Боккаччо предопределили дальнейшее развитие литературы на итальянском языке, а в XV в. вновь временно возродился интерес к латинскому языку.
В XV в. творили два выдающихся итальянских поэта – Лудовико Ариосто, автор героической рыцарской поэмы Неистовый Роланд, являющейся примером Высокого Возрождения, и Торквато Тассо, автор поэмы Освобожденный Иерусалим, пронизанной духом воинствующего католицизма.
В XVIII в. возрождаются классическая комедия (Карло Гольдони), трагедия (Витторио Альфьери) и поэзия (Джузеппе Парини).
В XIX в. движение за реформы и независимость стимулировало развитие литературы. Алессандро Мандзони – поэт, драматург, критик и романист – прославился своим выдающимся историческим романом Обрученные. Поэзия Джакомо Леопарди была пронизана глубоким чувством любви к родине. После объединения страны главной фигурой в итальянской литературе стал Джозуэ Кардуччи. В 1906 г. он стал первым из итальянцев, получившим Нобелевскую премию за свои стихотворения, поэмы и исследования по истории итальянской литературы.
Постепенно итальянская художественная литература стала осваивать новые литературные жанры. Сицилийский писатель Джованни Верга, автор повестей о жизни крестьян и рыбаков Южной Италии, основал школу реализма. Грация Деледда, получившая в 1926 г. Нобелевскую премию по литературе, написала более 30 романов и несколько сборников рассказов о жизни народа на ее родной Сардинии.
После Первой мировой войны значительную известность приобрел Альфредо Пандзини, острый и глубокий писатель-юморист. В его лучшем произведении «Сказки о добродетели» обнажаются человеческие страсти и экономические проблемы современного общества. В это же время творили писатели старшего поколения Риккардо Баккелли, Альдо Палаццески, Джованни Папини и Коррадо Альваро.
Выдающимся деятелем итальянской литературы первой половины XX в. был Бенедетто Кроче, философ, гуманист и критик. Помимо научной деятельности, Кроче был политиком, активно противостоявшим фашизму.
Фашизм, война и движение Сопротивления получили отражение в итальянской художественной литературе, наиболее известны произведения Альберто Моравиа.
После Второй мировой войны господствующим направлением в литературе был неореализм, сыгравший решающую роль в возрождении романа в Италии. Так, замечательными образцами неореализма стали романы Джузеппе Маротта и Васко Пратолини.
В 1960-е годы такие писатели, как Джорджо Бассани и Наталия Гинзбург, рассматривают преимущественно проблемы личности. В этих произведениях неореализм уступил место неоавангардизму. Новые направления складывались под сильным влиянием идей писателя Карло Эмилио Гадда.
Сицилийский писатель Леонардо Шаша получил международную известность, также международного признания как мастер современной сказки и теоретик литературы добился также Итало Кальвино. Роман Умберто Эко «Имя Розы» стал мировым бестселлером в начале 1980-х годов.
В 1958 г. книга Джузеппе Томази ди Лампедуза «Леопард» стала первым итальянским романом, который был распродан в количестве 100 тыс. экземпляров за один год. Карло Кассола и Джорджо Бассани были наиболее читаемыми итальянскими писателями в 1960-е годы, а в 1974 г. роман Эльзы Моранте «История» побил все предыдущие рекорды популярности. Дино Будзати, Марио Солдати, Оттиеро Оттиери, Беппе Фенольо и Пьер Паоло Пазолини приобрели известность как авторы романов, многие итальянские авторы легко преодолевали барьеры между литературными жанрами и между литературой и журналистикой.
В конце XIX – начале XX вв. творил величайший итальянский драматург Луиджи Пиранделло, получивший Нобелевскую премию в 1934 г. Перу Сема Бенелли принадлежат «Маска Брута» и «Ужин насмешек» – исторические трагедии в белых стихах. Весьма выразительным белым стихом также написаны: «Тристан и Изольда» Этторе Москино, «Фантастический Замок грез» Энрико Бутти, «Орион и Глауко» Морселли. Известность Роберто Бракко как драматурга связана с его Маленьким святым – одним из шедевров современной итальянской драматургии. Во второй половине 1950-х годов добились международного признания своими блестящими сатирическими произведениями драматурги Дарио Фо и Франка Раме.
Итальянская поэзия в начале XX в. испытала на себе влияние футуризма – движения, стремившегося отразить новые реалии современной жизни. Футуризм привлек немногих видных итальянских поэтов, но оказал глубокое влияние на духовную жизнь страны. Впрочем, выдающийся поэт Италии XX  в. Сальваторе Квазимодо не имел ничего общего с футуризмом. Его поэзия отличалась высоким мастерством, изящным стилем, отражающим лиричность поэтического вдохновения. В 1959 г. Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе. Более молодые поэты, завоевавшие признание после Второй мировой войны, – Пьер Паоло Пазолини, Франко Фортини, Маргерита Гуидаччи, Рокко Скотелларо, Андреа Дзанотто, Антонио Ринальди и Микеле Пьерри.
 
« Пред.   След. »
Книги об Италии
Караваджо
Ламбер
Караваджо

От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе
Буассонад П.
От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе

Флоренция
Пельц Моника
Флоренция

Карузо
Булыгин Алексей
Карузо

© 2017 ItalyRome.Ru - Италия и Рим
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Страница сгенерирована за 0.011279 секунд