Главная arrow Искусство arrow Архитектура
Архитектура
Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты).
Позднее в IV–III вв. до н.э. город начинает благоустраиваться. Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки – оборонительные стены, дороги, акведуки, подающие воду на десятки километров, сточные каналы.
Во II–I вв. до н.э. появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. Они создают новый вид ордера – композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а также ордерную аркаду – совокупность арок, опирающихся на колонны. На основе синтеза этрусских образцов и греческого периптера возникает особый тип храма – псевдопериптер с высоким основанием (подиумом), фасадом в виде глубокого портика и глухими стенами, расчлененными полуколоннами.
В период Античности уделялось огромное внимание строительству театров, в которых организовывались публичные зрелища. В I в. до н. э. в Риме были возведены большие театры в форме полукруга. Театры использовались для балетных и комедийных постановок, посещение подобных зрелищ стало излюбленным занятием горожан.
Несколько позже в Риме приступили к строительству амфитеатров – сооружений, в центре которых находилась круглая площадка, или арена. Амфитеатр являлся местом для проведения гладиаторских боев.
Амфитеатр оборудовали особыми механическими приспособлениями, при помощи которых можно было заливать арену водой во время представлений, имитировавших морские сражения, опускать и поднимать клетки с животными или убирать трупы.
В античных театрах для того чтобы получить право занять одно из сидячих мест для зрителей, нужно было сначала приобрести билет с номером места. Соответственно, места для зрителей в амфитеатрах также нумеровались. Те зрители, которые пришли в театр без билета, вынуждены были смотреть представление, стоя на верхнем ярусе амфитеатра. Для императорской семьи выделялась специальная, наиболее удобная ложа в хорошо защищенном от яркого солнца месте.
В античный период большое значение приобрело строительство терм, или общественных бань. Здания терм, которые в настоящее время являются памятниками архитектуры, декорировались статуями, мозаичными картинами, фресками и т. п.
Бани сооружались и украшались в период правления императоров Августа, Нерона, Тита, Каракаллы, Александра Севера, Диоклетиана и Константина.
Самыми известными считаются римские термы, построенные при Каракалле (начало III в. н. э.) и Диоклетиане (конец III в. н. э.).
Термы представляли собой громадные бетонные здания с большими сводами. Внутри располагались помещения, предназначенные для купания, с бассейнами, наполненными теплой, горячей и холодной водой. Купальни были отапливаемыми: горячий воздух, поступавший по трубам в помещение, способствовал постоянному поддержанию высокой температуры, поэтому термы принимали посетителей даже зимой. Помимо купания, в термах можно было проводить часы досуга, отдыхать, беседуя с друзьями, заниматься гимнастическими упражнениями.
Основные черты архитектурного стиля Возрождения воплотила капелла Пацци, построенная, величайшим архитектором того времени, Брунеллески в период с 1430 по 1443 гг. при церкви Санта Кроче. Это прямоугольное в плане, с  шестью коринфскими колоннами здание. Конструктивная ясность, античная простота, гармония и соразмерность характеризуют образ храма.
Примером светского здания Возрождения является Воспитательный дом (1419 г.), в котором Брунеллески разрабатывает принцип так называемого «открытого плана». Главный фасад представляет эту идею в виде арочной колоннады архитектор придает вид гостеприимного вестибюля, открытого на площадь и всем доступного. Мягкость, изящество упругих, стройных форм колоннады лоджии были бы немыслимы без конструктивного новаторства. Этим новым элементом стали давно забытые в Италии парусные своды, более легкие, чем крестовые перекрытия. Шаг колонн увеличился, и возникла та удивительная аркада, которая стала символом раннего Возрождения во всей Италии.
Учеником Филиппо Брунеллески был архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци (1396–1472). Он продолжал традиции, заложенные учителем, развивая и совершенствуя стиль эпохи Возрождения. Самой значительной работой этого зодчего является Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1444–1459 гг.). Он построил также ряд вилл в окрестностях Флоренции.
Одной из самых известных фигур раннего Возрождения является Леон Альберти (1404–1472 гг.). Здания Альберти олицетворяли собой эволюцию взглядов эпохи Возрождения. Так, например, Палаццо Ручеллаи во Флоренции отличается гладкими, лишенными рустовки стенами, нарядным обрамлением порталов и окон. А в проекте церкви Сант–Андреа в Мантуе мастер стремился найти принцип, который бы позволил соединить традиционную форму храма (базилика) с большим купольным покрытием. Величественность, триумфальность арки фасада являются основанием для выражения полного, совершенного взгляда эпохи Возрождения на мир, человека и его окружение.
Представитель Высокого Возрождения, выдающийся итальянский архитектор, Донато Браманте (1444–1514 гг.) работал в Милане и Риме. В Милане он построил церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатир, а также хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие. В Риме – часовню-ротонду Темпьетто (1502 г.), дворы Ватикана (с 1503 г.). Работы архитектора отличаются стройным величием, гармоническим совершенством пропорций, цельностью и ясностью композиции, свободным, творческим использованием классических форм.
Одним из высочайших достижений эпохи Возрождения, ярким выражением прогрессивных, гуманистических взглядов в архитектуре является собор Святого Петра. Создавая этот проект (1506–1514 гг.), Браманте поставил перед собой цель воздвигнуть величественный, монументальный памятник, который не имел бы себе равных в мире. В основе этого замысла лежит принцип центрально-осевой симметрии. Центром здания является большой купол, который как бы вырастает из массы более мелких, последние в своей совокупности образуют ступенчатую, пирамидально построенную композицию. Мастер не довел свое сооружение до конца, и после его смерти собором занимались последовательно Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело, Джакомо делла Порта.
Микеланджело Буонаротти (1475–1564 гг.) создавал архитектурные шедевры, которые отличаются повышенной пластичностью, внутренним динамизмом и напряженностью. В 1523–1534 гг. Микеланджело работал над проектом и руководил строительством библиотеки Лауренциана во Флоренции, создав выразительный ансамбль динамического пространства вестибюля с лестницей и спокойного, строгого читального зала. С 1546 г. Микеланджело был занят разработкой проекта и возведением собора Святого Петра, а также строительством ансамбля Капитолия в Риме. Обе эти грандиозные работы были завершены уже после его смерти. Площадь Капитолия была первым ренессансным градостроительным ансамблем, выполненным по замыслу одного художника. Творчество Микеланджело явилось блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло значительную роль в истории европейского искусства. Оно оказало большое влияние на развитие принципов барокко.
В конце XVI – начале XVII в. в Риме началась планомерная застройка улиц и площадей. Примером системы радиальных улиц может служить район, окружающий Пьяцца Квиринале, где расположен Квиринальский дворец. В нем в настоящее время находится официальная резиденция итальянского президента. В прошлые века это было здание сначала папского, а впоследствии королевского дворца.
В архитектуре Рима преобладает стиль барокко, который был особенно широко распространен в XVII в. В архитектуре барокко получили развитие сложные, тяжелые, полные напряженного движения и преувеличенной экспрессии формы. Постройки как бы вобрали в себя окружающий их ландшафт – архитектурный сад, прилегающие улицы и площади. Создаются монументальные ансамбли, новое развитие получает церковное зодчество. Куполы и своды церквей покрывались фресками, крутая перспектива которых как бы уводила глаз зрителя в бесконечность.
Также строилось большое количество дворцов, внешний вид и внутреннее убранство которых свидетельствовали о богатстве и знатности их обитателей, величественные парадные вестибюли и лестницы, придающие архитектурной композиции пространственный размах.
Ведущую роль в архитектуре этого периода играл Рим, где работал целый ряд выдающихся мастеров: Джакомо да Виньола, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна, Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Карло Фонтана, Пьетро да Кортона, Карло Райнальди. Самыми примечательными архитектурными сооружениями, принадлежащими к данному стилю, признаны церковь Святой Агнессы (архитектор Франческо Борромини); церковь Санта-Мария делла Виттория, где размещается скульптурная работа Лоренцо Бернини «Экстаз святой Терезы»; собор Святого Петра и колоннада, которые также являются выдающимися произведениями архитектора Бернини.
В архитектуре первой половины XIX в.господствует классицизм, яркими представителями которого являются архитекторы Карло Амати (1776–1852 гг.) и Пьетро Бьянки (1787–1849 гг.). Многие итальянские города (Милан, Турин, Рим, Флоренция) начали реконструироваться в классицистическом духе.
Во второй половине XIX в. активно ведется строительство в промышленных и портовых городах (Милан, Турин, Генуя, Неаполь), продолжились градостроительные работы в Риме. В архитектуре этого периода используется смешение форм различных художественных стилей. Отметим имена таких значительных итальянских архитекторов, как Джузеппе Менгони (1829–1877 гг.), Джузеппе Саккони (1854–1905 гг.), Гульельмо Кальдерини (1837–1916 гг.).
К началу XX в. эклектичный стиль постепенно модифицировался в стиль модерн, который в Италии получил название «либерти». Представителями этого направления в итальянской архитектуре являются архитекторы Эрнесто Базиле (1857–1932 гг.), Раймондо д'Аронко (1857–1932 гг.) и Джузеппе Соммаруга (1867–1917 гг.), работы которых характеризуются причудливостью композиции и вычурностью декора.
В середине XX в. в архитектуре Италии сложился неоклассицизм, ярким представителем которого стал известный архитектор Марчелло Пьячентини (1881–1960 гг.). В своем творчестве он схематизировал внешние формы классической архитектуры, упрощал традиционный архитектурный декор (Университетский городок в Риме, застройка Пьяцца делла Виттория в Брешии).
Еще один известный архитектор и дизайнер Джо (Джованни) Понти (1891–1979 г..) в своем творчестве отстаивал идею «суперискусства», объединяющего все виды деятельности в создании искусственной среды. Его работы отличаются лаконизмом, экономичностью. Джо Понти – один из соавторов первого итальянского небоскреба – знаменитого здания «Пирелли» в Милане.
Среди великолепных образцов архитектуры Рима XX в. стоит особо отметить сооружения, предназначенные для проведения спортивных состязаний и различных международных выставок. Например, форум, для строительства которого было использовано огромное количество белого мрамора, расположен неподалеку от улицы Виа Фламиния. Здесь, на территории этого форума, или спортивного комплекса, в 1960 г. проводились Олимпийские игры. Данный комплекс хорошо известен и за пределами Италии, во многих странах Западной Европы.
 
След. »
Книги об Италии
Рим. Прогулки по Вечному городу
Мортон Генри В.
Рим. Прогулки по Вечному городу

Итальянская кухня

Итальянская кухня

Итальянский разговорник
Лазарева Е.И.
Итальянский разговорник

Италия

Италия

© 2017 ItalyRome.Ru - Италия и Рим
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Страница сгенерирована за 0.011642 секунд