Главная arrow Экономика arrow Общая характеристика экономики
Общая характеристика экономики
Период после Второй мировой войны стал для экономики Италии кульминационным (в 1987 г. она сумела обогнать Великобританию по уровню ВВП). За последние 15 лет средние темпы экономического развития страны стали самыми медленными по сравнению с другими странами ЕС. Италия отстает от Германии и Франции. Ее экономика сейчас составляет 80% от Великобритании. В начале 2005 г. в Италии наступила рецессия.
Последствия пребывания Италии в ЕС далеко не однозначны. С одной стороны, для Италии – интенсивный процесс интеграции сопровождался максимально высоким периодом развития за всю историю страны. Произошло резкое развитие сектора услуг, усиление концентрации производства и капитала в промышленности; ускорились процессы технического перевооружения сельского хозяйства, перевода его на индустриальную базу, упрочились его связи с перерабатывающей промышленностью, в целом повысилась его эффективность. Но в то же время проблемы, с которыми Италия шла в Общий рынок и решить которые рассчитывала с помощью своих партнеров, так и остались нерешенными. В первую очередь это относится к проблеме Юга. Хотя темпы роста экономики Юга за эти годы ускорились, они не шли в сравнение с колоссальным скачком, совершенным в своем развитии промышленным и развитым также в аграрном отношении Севером страны, и разрыв в уровнях развития обоих регионов еще увеличился. Нерешенность проблемы Юга означает и нерешенность целого ряда проблем: безработицы, миграции «избыточного» населения (фактически наиболее молодой и работоспособной его части), деградации обширных внутренних районов, структурной (более 70% сельскохозяйственных предприятий имеет размер не более 5 га) и технологической отсталости сельского хозяйства Италии также не удалось реализовать преимущества своей аграрной специализации. Это объясняется отчасти тем, что единая сельскохозяйственная политика ЕС разрабатывалась и осуществлялась прежде всего в интересах континентального сельского хозяйства, т.е. большинства стран-участниц, а отчасти нарушением принципа преференций, т.е. преимущественного для стран-участниц сбыта продукции на внутреннем рынке ЕС по отношению к третьим странам. Заключение Сообществом ряда соглашений об ассоциации со странами Средиземноморья – основными соперниками Италии на мировых рынках – существенно снижало эффективность таможенных барьеров, понижало конкурентоспособность итальянской продукции в рамках группировки.
Также следует отметить, что одним их важнейших факторов экономического развития Италии является теневая экономика.
В Италии, по подсчетам независимых экспертов, объем теневой экономики достигает 30% от ВВП. В 1980-90-х гг. в Италии, наряду с Германией, Швецией и Норвегией наблюдался наиболее быстрый рост масштабов теневого сектора – не в последнюю очередь за счет того, что экономика становилась все более зарегулированной из-за принятия новых общеевропейских законов. Большая доля теневой экономики объясняется и чрезмерной налоговой и социальной нагрузкой на предприятия. Правительство принимает меры для снижения последней, однако пока на уровне развития теневого сектора это сказывается крайне медленно. Сейчас Италия занимает второе место среди стран-членов ЕС и ОБСЕ по объему производства, который обеспечивается теневым сектором экономики, уступаю по этому показателю лишь Греции (в 2003% итальянский и греческий теневой секторы экономики составили 26,2 и 28,3% от ВВП соответственно).
Теневая экономика как явление приводит к снижению собираемости налогов и занижению экономических показателей, однако, с другой стороны, она создает занятость в новых секторах и отражает резервы роста экономики в будущем. При этом сокращению доли теневой экономики способствуют такие меры, как проведение налоговой реформы, дерегулирование экономики.
Италия не располагает достаточными сырьевыми ресурсами, необходимыми для промышленного производства, а относительная узость внутреннего рынка ставит итальянскую экономику в достаточно тесную зависимость от внешнего рынка, где реализуется значительная доля промышленных и сельскохозяйственных товаров.
В конечном итоге основную выгоду от участия Италии в ЕС получил крупный итальянский и западноевропейский капитал. При этом, как подчеркивал С. Леонарди, процесс интеграции развивался на службе у наиболее развитой части капиталистической системы, с большим преимуществом для финансового капитала, монополий; в определенном смысле и в определенных проявлениях подчиненный характер развития Италии по отношению к западноевропейскому «ядру» сохранился.
Италия занимала и занимает особую позицию в вопросе расширения ЕС. Италия больше других может пострадать от конкуренции главным образом со стороны Испании: в уязвимом положении оказывается, прежде всего ее Юг, где сосредоточено 75% производства средиземноморской продукции страны. Несмотря на эту угрозу, Италия с самого начала выступала за расширение ЕС, ставя на первый план более важные для нее долгосрочные цели экономического и политического характера. Она рассчитывает занять в Сообществе место лидера блока всей этой группы стран и, заручившись их поддержкой, а также Франции (при условии удовлетворения французских требований на рынке ординарных вин), начать борьбу за перестройку сначала механизма единой сельскохозяйственной политики, а впоследствии и за более высокий статус всей группы южноевропейских стран в Общем рынке.
С 1992 года в Италии утвердилось понимание того, насколько неприемлемыми для экономического развития являются текущие тенденции разработки и выполнения государственного бюджета. Кроме мер разового характера, были попытки проведения структурных реформ с целью улучшения состояния государственного бюджета. Среди прочего особое внимание было уделено расходам на социальное обеспечение. В этой области выделяются, прежде всего расходы на пенсионное обеспечение, которые по отношению к объему ВВП являются одними из самых высоких мире. В то же время расходы, связанные с выплатой пособий по безработице, помощи семьям и т.д. находятся на достаточно низком уровне. Что же касается расходов на здравоохранение, то их объем не намного отличается в сравнении с другими развитыми странами Европы.
Таким образом, налицо неэффективность государства в плане перераспределения доходов, если принять во внимание насколько тяжелое бремя государственного долга перекладывается на последующие поколения, насколько низким, принимая во внимание пенсионную составляющую, является уровень расходов в других сферах социального обеспечения, и насколько сконцентрированным является налоговое бремя на тех категориях трудящихся, которые не могут прибегнуть к уклонению от налогов. Но если мы рассмотрим различные аспекты деятельности государственного сектора, выявится серьезная структурная неэффективность, требующая оперативного вмешательства.
Присутствует также неэффективность государства в области регулирования и реформирования, если принять во внимание насколько низким все еще является уровень конкуренции во многих отраслях экономики, и если рассмотреть в этом контексте попытки государственного вмешательства направленные на решение проблемы "провалов" на рынках. Даже если, несмотря на значительные опоздания, инициативы направленные в настоящее время на реформирование государственного сектора могут способствовать значительному улучшению ситуации, необходимо будет предпринять еще много усилий для оптимизации процедур, упрощения нормативов и реорганизации функций. В свете институциональных изменений, проводимых в настоящее время, совершенно очевидно, что необходимо будет работать на многих новых направлениях как на уровне предприятий на местах, так и на уровне управляющих государственными предприятиями национального значения. Таким образом, нельзя будет избежать реформ направленных на подготовку и мотивацию персонала, а также серьезных изменений в сфере технологии и информации.
Несмотря на то, что рынок является необходимым инструментом для эффективного распределения ресурсов производства и увеличения благосостояния, наблюдаются многочисленные случаи, в которых необходимо вмешательство государства направленное на производство товаров и услуг, которые в противном случае не были бы произведены частными компаниями. С другой стороны, конечно необходимо вмешательство государства для сокращения производства товаров и услуг, оказывающих негативное влияние на развитие экономики в долгосрочной перспективе (речь идет, например, о загрязнении окружающей среды).
В этой связи, очевидной в глазах общественности является медлительность в адаптации государственных структур к требованиям современности. Это относится к дорогам, железным дорогам, портам, телекоммуникационным системам, системам водоснабжения и подачи электроэнергии. Зачастую речь даже не идет о том, чтобы государственные структуры производили непосредственно товары и услуги – необходим лишь контроль с их стороны за тем, чтобы частные предприятия производили их в достаточном объеме. По сравнению с другими европейскими странами, уровень оснащенности Италии инфраструктурами, за период, рассмотренный в данном исследовании, даже снизился. Этот показатель составлял 95% от среднеевропейского уровня в 1970 году, и затем снизился до 89% в 1989 году (причем для Юга этот показатель на тот период составлял 50%). Если принять во внимание снижение государственных инвестиций в капитальное строительство и развитие инфраструктуры, которое наблюдается в последние несколько лет, то этот разрыв может только увеличиваться. Причем в наихудшем положении окажутся наименее развитые регионы Италии, где инвестиции проводятся с большим опозданием и где развитие инфраструктуры могли бы оказать значительное влияние на темпы экономического развития.
Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Конечно, система государственного образования Италии устарела как по форме, так и по содержанию и не является адекватной для того, чтобы открывать перед гражданам Италии более широкие горизонты, а рабочим предоставлять базовые знания и навыки, необходимые для использования современных технологий. В этом есть насущная необходимость, особенно если принять во внимание состояние рынка труда и уровень безработицы (в частности на Юге). Но кроме этого существует также риск отставания и в различных отраслях промышленности, если вовремя не будет принят вызов со стороны новых технологий. Необходимо вмешательство государства, которое с одной стороны способствовало бы эффективному использованию человеческих ресурсов посредством соответствующей подготовки и программ переквалификации, а с другой стороны убирало бы препятствия на пути мобильности рабочей силы.
Первый импульс развития экономики Италии поступил вследствие создания Единого Европейского Рынка, основанного на принципе свободы перемещения товаров, услуг, труда и капитала. Именно свобода перемещения капитала привела к коренным изменениям в Италии. После десятилетий закрытия границ для перемещения капитала, что в определенные периоды усиливалось также введением уголовных наказаний за вывоз капитала, Италия в 1989 году отменила практически все ограничения на перемещение капиталов за рубеж. Это явилось следствием присоединения Италии к соглашениям о создании экономического и валютного союза. Создание единого рынка товаров и услуг в соответствии с требованиями европейских надгосударственных институтов являлось, прежде всего кропотливой работой по приведению в соответствие технических стандартов и других форм регулирования, что позволило открыть многие рынки для эффективной международной конкуренции.
В соответствии с нормами Евросоюза запрещается или разрешается только при определенных условиях государственная поддержка предприятий в ущерб конкуренции. В Италии, в частности, сократился объем средств, выделяемых из государственного бюджета для покрытия потерь государственных предприятий, и объем дотаций, выделяемых частным предприятиям. Более того, в тендерах и конкурсах на государственные подряды теперь могут участвовать физические или юридические лица Евросоюза; запрещается защита итальянских предприятий посредством введения специфичных правил и "предпочтений" при распределении подрядов.
В соответствии с нормами Евросоюза некоторые виды товаров, имеющих важное значение для итальянской экономики, должны на равных участвовать в международной конкуренции. Наиболее примечательным является положение в сфере телекоммуникаций, сотовых телефонов, где конкуренция началась с 1998 года; также в сфере авиаперевозок, где до 1994 г. проводилась политика "защиты национального флага"; и даже в сфере производства электроэнергии, где предусмотрена конкуренция на определенных этапах производства. Усиление конкуренции в сфере авиаперевозок также привело к снижению цен на некоторых маршрутах и увеличению предложения.
На национальном уровне глубокие реформы в области конкуренции начались в 1990 году, когда был принят закон, запрещающий действия направленные на ограничение конкуренции, разработанный на основе европейского антимонопольного законодательства. Но основные сложности на пути конкуренции в Италии сегодня являются скорее следствием переизбытка запрещающих правил, чем поведения предприятий. Поэтому Гарантийный комитет в полной мере воспользовался предоставленными ему консультативными полномочиями с тем, чтобы стимулировать парламент Италии, правительство и общественное мнение занять более благосклонную позицию в вопросе о снятии неоправданных ограничений.
Семейные предприятия, являющиеся основой итальянской экономики, находятся под сильным давлением правительства. Расходы растут, уровень конкурентоспособности падает, доля страны в мировом экспорте и иностранных прямых инвестициях очень низка. Всемирный экономический форум в своем ежегодном рейтинге конкурентоспособности стран присвоил Италии 47-е место (после Ботсваны). Более того, экономика страны оказалась очень уязвимой и к конкуренции азиатских стран, поскольку мелкие итальянские фирмы специализируются в таких областях, как текстиль, обувь, мебель и бытовая техника, т.е. тех, которые являются основными статьями экспорта Китая.
Уровень жизни большинства итальянцев падает, с введением евро расходы на жизнь резко повысились. Цены на недвижимость поднялись на недосягаемый для многих покупателей уровень в Риме, Милане и Неаполе. Большинство итальянцев вынуждено сокращать свои расходы, не покупать новые автомобили и одежду. По отчетам супермаркетов, расходы потребителей падают, а это говорит о том, что в итальянских розничных сетях наступили не самые лучшие времена.
Италия разделена как бы на две части: обеспеченная часть населения в количестве 37 млн. человек, живущая на севере, и 20 млн. человек бедного населения, проживающего на юге, где на протяжении последних лет возникали самые серьезные проблемы. Большое количество жителей юга страны в поисках работы приезжали на север. Но сейчас на юге возникла миграционная проблема в связи с большим количеством нелегальных бедных иммигрантов из северной части Африки. До последнего времени Италия не обращала внимания на вопросы иммиграции и не контролировала ее в отличие от других стран ЕС Сейчас, являясь членом Шенгенской зоны ЕС, Италия вынуждена ужесточить правила имиграционного контроля, особенно на юге страны. По иронии судьбы, принятие таких мер совпало со снижением численности населения страны, и теперь она испытывает острую нехватку рабочей иммигрантской силы.
Экономисты страны дают некоторые рекомендации. Для ликвидации экономических проблем необходимо более активно привлекать инвестиции в предприятия, большинство из которых являются государственными. На юге расположены гигантские сталелитейные, химические и судостроительные заводы. Но они страдают от низкой производительности, высоких затрат производства и роста конкуренции продукции из других стран, при этом многие из них за последние годы были закрыты.
МВФ в своем докладе, посвященном экономике Италии, отмечает, что положение в южном регионе постепенно улучшается, число безработных по сравнению с севером с 2001 г. по 2005 г. уменьшилось с 21% до 14%. Самые серьезные проблемы сейчас сконцентрировались на Сицилии, в Кампанье и Калабрии.
И, конечно, нельзя не отметить, говоря о юге, о знаменитой сицилийской мафии, которая уже на протяжении 20 лет создает серьезные проблемы для государства. Полиция арестовала многих глав банд, но мафия все еще работает, при этом юридическая система потеряла 12 судей, которые были убиты, начиная с 1980 гг. Магистраты в Палермо отмечают, что мафия, которая в 1990-х гг. ослабла, в последнее время опять стала набирать силу.
Характерной чертой итальянской экономики является высокая степень участия государства в хозяйственной деятельности, так начиная с середины XIX в. прослеживается четкая тенденция к усилению роли государства в экономике страны. Сегодня Италия располагает крупнейшим из всех развитых стран государственным сектором. С учетом разнообразных форм участия (распространены государственно-частные компании) до 50% итальянской экономики и 70% банковской системы находится под контролем государства.
Среди развитых стран у Италии один из самых высоких показателей производства ВВП предприятиями государственного сектора и доли таких предприятий в общей численности компаний. К тому же Италия заслужила славу как самая «регулируемая» страна Западной Европы, в которой действует почти 150 тыс. законов.
На сегодняшней день экономике Италии нужны срочные и мощные меры, чтобы решить неотложные экономические проблемы, в частности, преодоление дефицита и восстановление конкурентоспособности.
 
След. »
Книги об Италии
От Милана до Рима. Прогулки по Северной Италии
Мортон Генри В.
От Милана до Рима. Прогулки по Северной Италии

1000 уроков итальянского
Ганина Н.А.
1000 уроков итальянского

100 сокровищ Италии. История, культура и природа Апеннинского полуострова
Беркоулдер Дж.
100 сокровищ Италии. История, культура и природа Апеннинского полуострова

Итальянский язык: самоучитель для начинающих (+ CD-ROM)
Шевлякова Д.А.
Итальянский язык: самоучитель для начинающих (+ CD-ROM)

© 2017 ItalyRome.Ru - Италия и Рим
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Страница сгенерирована за 0.012264 секунд