Главная arrow Искусство
Искусство
Искусство средневекового Рима тесно связано с именами выдающихся итальянских художников Каваллини и Джотто. Период расцвета итальянской живописи и скульптуры приходится на эпоху Возрождения. В это время здесь создавали свои произведения такие мастера, как Рафаэль, Микеланджело, Браманте, Перуджино и др.
Истоки художественного величия Италии восходят к XIV в., к произведениям живописи флорентийской школы, величайшим представителем которой был Джотто ди Бондоне. Впервые Джотто придал естественное тепло и эмоциональность фигурам, изображенным на больших фресках во Флоренции, Ассизи и Равенне. Его натуралистические принципы были продолжены Мазаччо, создавшим реалистические фрески с мастерской передачей светотеней. Другие видные представители флорентийской школы эпохи раннего Возрождения – живописец Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти.
В начале XV в. Флоренция превратилась в крупный центр итальянского искусства. Паоло Уччелло достиг высокого уровня мастерства в передаче линейной перспективы.
Впервые со времен Древнего Рима скульптор Донателло создал свободно стоящую обнаженную скульптуру и конную статую.
Филиппо Брунеллески перенес стиль Возрождения в архитектуру, Фра Филиппо Липпи и его сын Филиппино писали изящные картины на религиозные темы. Графическое мастерство флорентийской школы живописи развивалось такими художниками XV в., как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли.
В конце XV – начале XVI в. в итальянском искусстве выделялись три выдающихся мастера. Микеланджело Буонаротти, величайший из деятелей эпохи Возрождения, прославился как скульптор (Пьета, Давид, Моисей), живописец, расписавший потолок Сикстинской капеллы, и архитектор, проектировавший купол собора св. Петра в Риме. Картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря и Мона Лиза принадлежат к числу шедевров мировой живописи. Рафаэль Санти в своих полотнах (Сикстинская Мадонна, Св. Георгий и дракон и др.) воплотил жизнеутверждающие идеалы эпохи Возрождения.
На полотнах венецианских художников ощущается кипение жизни, эмоциональная насыщенность и буйство красок, обеспечившие им неувядающую славу. Тициан, величайший из венецианских художников, существенно обогатил живопись, применив свободное письмо открытым мазком и тончайший красочный хроматизм. В XVI в. вместе с Тицианом в венецианской живописи доминировали Джорджоне, Пальма Веккио, Тинторетто и Паоло Веронезе.
Ведущим итальянским мастером XVII в. был скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини, создавший проект колоннады на площади перед собором св. Петра, а также многие монументальные скульптуры в Риме. Караваджо и Карраччи создали новые важные направления в живописи.
Венецианская живопись пережила краткий период подъема в XVII в., когда творили художник-пейзажист Каналетто и создатель декоративных росписей и фресок Джованни Баттиста Тьеполо.
Среди итальянских художников XVIII–XIX вв. выделяются гравер Джованни Баттиста Пиранези, который приобрел известность картинами руин древнего Рима.
В XX в. Амедео Модильяни прославился своими меланхоличными обнаженными фигурами с характерными вытянутыми овальными лицами и миндалевидными глазами. Джорджо де Кирико и Филиппо де Писис развили метафизическое и сюрреалистическое направления в живописи.
Многие итальянские художники принадлежали к футуристическому течению, модному в 1910–1930-х годах. Представители этого направления частично унаследовали технику кубистов и широко использовали правильные геометрические формы.
После Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратились к абстрактному искусству. Лучо Фонтана, Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. В последнее время международное признание завоевали Сандро Киа, Миммо Паладино, Энцо Кукки и Франческо Клементе.
Среди видных современных итальянских скульпторов выделяются уроженец Швейцарии Альберто Джакометти, известный искусно выполненными произведениями из бронзы и терракоты, Мирко Базальделла, создающий монументальные абстрактные композиции из металла, Джакомо Манцу и Марино Марини.


Архитектура
Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты).
Позднее в IV–III вв. до н.э. город начинает благоустраиваться. Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки – оборонительные стены, дороги, акведуки, подающие воду на десятки километров, сточные каналы.
Во II–I вв. до н.э. появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. Они создают новый вид ордера – композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а также ордерную аркаду – совокупность арок, опирающихся на колонны. На основе синтеза этрусских образцов и греческого периптера возникает особый тип храма – псевдопериптер с высоким основанием (подиумом), фасадом в виде глубокого портика и глухими стенами, расчлененными полуколоннами.
В период Античности уделялось огромное внимание строительству театров, в которых организовывались публичные зрелища. В I в. до н. э. в Риме были возведены большие театры в форме полукруга. Театры использовались для балетных и комедийных постановок, посещение подобных зрелищ стало излюбленным занятием горожан.
Несколько позже в Риме приступили к строительству амфитеатров – сооружений, в центре которых находилась круглая площадка, или арена. Амфитеатр являлся местом для проведения гладиаторских боев.
Амфитеатр оборудовали особыми механическими приспособлениями, при помощи которых можно было заливать арену водой во время представлений, имитировавших морские сражения, опускать и поднимать клетки с животными или убирать трупы.
Подробнее...
 
Литература
Рождение римской литературы связано с возникновением латинского алфавита, который насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы.
Первый дошедший до нас текст – законы Двенадцати таблиц 451–450 до н.э.; первый известный нам писатель – Аппий Клавдий (конец IV – начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.
Итальянская литература появилась на европейской арене поздно. Латинский язык использовался в качестве литературного вплоть до XIII в. и сохранял свое значение до XVI в. Разговорный итальянский язык медленно укреплял свои позиции в литературе.
Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным Сицилийской школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II в Палермо в начале XIII в. Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений св. Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы.
Зарождение литературного языка, основанного на тосканском диалекте, относится к XIII–XIV вв. и связано с творчеством Данте, Петрарки и Боккаччо – родоначальников европейского гуманизма.
Подробнее...
 
Театр
В Италии множество прекрасных театров, на сценах которых ставятся произведения различных эпох и жанров, их репертуар – драмы античных и современных авторов, музыкальные комедии, оперные спектакли и балетные постановки.
В Риме постоянно работает труппа драматического театра «Театро ди Рома», которая дает представления в помещениях театров «Абако», «Арджентина», «Театрино Э. Флайано» и др. Известные театральные коллективы, приезжающие на гастроли из других городов Италии, устраивают свои спектакли в помещениях театров «Элизео», «Квирино», «Балле», «Театро дель музе», «Театро делле арти», «Россини», «Гольдони» и др. В городе открыты детский театр под названием «Аль Торкьо» и театр марионеток.
Драматические спектакли проходят также в зданиях «Амфитеатро куэрчо дель Тассо» и «Театро делле фонтане». К окрестностям Рима примыкает и киногородок «Чинечитта», в котором создаются лучшие итальянские кинофильмы (в частности, здесь расположена кинофирма известного режиссера К. Понти).
 
Музыка
Уже в 4 в. н.э. Италия стала лидировать в создании и развитии вокальных форм. Именно здесь благодаря творчеству Пьетро Казеллы возник мадригал.
Эта форма достигла наивысшего развития в XVI в. в лирических и эмоциональных мадригалах Луки Маренцио, напоминающих диссонансные произведения композитора Карло Джезуальдо ди Веноза.
В области церковной музыки Италия эпохи Возрождения подарила миру одного из величайших композиторов Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, чьи мессы и мотеты до сих пор используются как совершенные образцы музыкального мастерства.
Своего апогея итальянское музыкальное искусство достигло, прежде всего, в опере. Вероятно, первой оперой была «Дафна» Якопо Пери, написанная в 1594 г. Вместе с другой оперой Пери «Эвридика» она послужила стимулом для творчества великого Клаудио Монтеверди, прославившегося тогда своими знаменитыми мадригалами. С того времени опера на протяжении более 100 лет являлась господствующей формой музыкального искусства в Европе, причем тон задавали итальянские композиторы.
Расцвета итальянская опера достигла в XIX в. Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини, прославившийся «Севильским цирюльником» и «Семирамидой», и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. В середине XIX в. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как «Риголетто», «Травиата», «Аида» и «Отелло».
В конце XIX – начале XX в. в опере господствует реализм, наиболее полно проявившийся в произведениях Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло, Умберто Джордано и Джакомо Пуччини.
Подробнее...
 
Танец
В Италии зародился европейский балет. Этому способствовали традиции античного и средневекового искусства, богатая народная танцевальная культура. От бальных танцев и танцевальных выходов в придворных представлениях XIV в. к аллегорическим и мифологическим пантомимам XV–XVI вв. В конце XVI в. деятельность итальянских мастеров способствовала формированию балета как театрального жанра во Франции.
Во второй половине XVII в. балет утвердился и в Италии, в придворном спектакле. В XVIII в. почти все музыкальные театры Италии ставили балеты. Ведущие итальянские балетмейстеры и танцовщики (Г  Анджолини, В. Галеотти и др.) работали во Франции, Дании, России и др. странах.
Итальянские мастера балета выработали особый виртуозный стиль исполнения, который в конце XIX в. был принят танцевальными школами др. стран.
 
Книги об Италии
История упадка и разрушения Римской империи. В 7-ми томах. Том 4
Гиббон Эдуард
История упадка и разрушения Римской империи. В 7-ми томах. Том 4

Итальянский язык для начинающих. Самоучитель. Разговорник
Гроше Ю.В.
Итальянский язык для начинающих. Самоучитель. Разговорник

Искусство итальянского Ренессанса

Искусство итальянского Ренессанса

Свидетель надежды. Иоанн Павел II. В 2-х книгах. Книга 2
Вейгел Д.
Свидетель надежды. Иоанн Павел II. В 2-х книгах. Книга 2

© 2017 ItalyRome.Ru - Италия и Рим
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Страница сгенерирована за 0.011308 секунд