Главная arrow Культура
Культура
Культурный вклад Италии в мировую цивилизацию очень велик. На протяжении нескольких тысячелетий Италия являлась центром европейской культуры. Сюда съезжались начинающие художники из Голландии, Германии, России, чтобы получить уроки классической школы во многих сферах: музыки, живописи, архитектуры и других.
Римлян часто называют учителями Западной Европы, народы которой действительно переняли от них огромное количество достижений – от алфавита до устройства канализационных систем. Но и у римлян, в свою очередь, были учителя – этруски.
О высоком развитии художественной культуры этрусков свидетельствуют многочисленные находки в «городах мертвых» – некрополях, которые строились из камня и хорошо сохранились до настоящего времени. Ни у одного народа древности, кроме египтян, культ мертвых не имел такого значения. Гробницы были украшены великолепными фресками, богато убраны, уставлены мебелью и всеми необходимыми человеку предметами и принадлежностями, включая еду и питье. Очевидно, что этруски были уверены в существовании потусторонней жизни.
Самые богатые гробницы были созданы в эпоху расцвета этрусского государства. Погребальные камеры, как правило, были круглой формы, а основания саркофагов – квадратной, что имело глубокий смысл. Символом земли считался квадрат, символом неба – круг. Похороненного в круглой гробнице человека приравнивали к богам. В центре усыпальницы ставился столб. Он был с технической точки зрения абсолютно бесполезным: этруски умели делать прекрасные своды и арки. Этот столб заменял собой «мировое древо»: он как бы соединял три космические сферы – подземную, земную и небесную, образуя единое сакральное пространство.
Фрески этрусков сопоставимы с лучшими египетскими образцами. Этруски, как и жители Египта и Крита, использовали мало красок; черную, белую, красную, а со временем желтую и синюю. Для фресковой росписи часто брались греческие мифологические сюжеты.
При всей схожести живописных изображений этрусков и архаической греческой живописи, а это естественно, так как контакты между этими народами были весьма интенсивными, они сильно различаются. Этрусская живопись проигрывает греческой в отношении «чувства меры». В основе этрусского рисунка был контур, не столь изящный, как у греков, но весьма выразительный и динамичный. При этом у этрусских мастеров были и свои «классические» работы. К ним можно отнести портрет музыканта из гробницы Триклиния, который очень близок к греческим классическим образцам. Известно также, что Микеланджело в своей знаменитой фреске «Страшный суд», изображая перевозчика душ мертвых Харонз, ориентировался на изображение этрусского божества подземного мира Тухулки.
Большое внимание уделялось музыке. Национальным музыкальным инструментом была флейта – инструмент радости (инструментом скорби считалась лира). Видимо, игрой на флейте сопровождались все виды деятельности. Отличительной чертой художественной культуры этрусков являлся оптимизм. Умерших изображали как живых. Их лица были освещены улыбками, что подтверждает тезис о том, что вера в потустороннюю жизнь не подвергалась никаким сомнениям. С такими же открытыми и просветленными лицами изображали этруски и своих ботов.
Храмы этрусков, строившиеся из дерева иди кирпича-сырца, не сохранились. Но известно, что первый храм римлян, их главную святыню, посвященную триаде Юпитера, Юноны и Минервы, на Капитолии строили этруски. По всей вероятности, он возводился по образцу их собственных храмов.
Еще в XVIII в. итальянским архитектором Д,Б.Пиранези было отмечено, что именно этруски оказали значительное влияние на формирование романского стиля архитектуры, который господствовал несколько веков в средневековой Европе.
В III в. до н.э. практически вся Этрурия была завоевана римлянами. Искусство этрусков становится глубоко пессимистичным, портретная живопись, отражающая внутренний мир человека, а не только его внешние черты, достигает вершин. Особый реализм стал характерен для скульпторов, ваявших современников. Фигуры помещали на крышки саркофагов и урн. Тела лишены изящества (римляне называли их поэтому «жирными этрусками»), дозы безвольны, а выражение зачастую некрасивых лиц безжизненно. Кажется, что этруски предчувствуют не только свою собственную смерть, но и смерть своей культуры,
Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков. Во II–I вв. до н.э. происходит отход от коллективизма, усиливается индивидуализм, личность противопоставляет себя государству, общество становится более открытым внешним влияниям. Все эти черты отразились в римском искусстве и литературе.


Религия
Несмотря на то, что официально Италия не является католической страной, церковь играет важную роль в итальянской жизни. Церковь определяет фокус ценностей и социальных установок в итальянском обществе и культуре. Религия остается важной частью повседневной жизни многих итальянцев.
Авторитет Католической церкви покоится на представлении о папском наместничестве – вере в то, что Христос назначил своим наместником на земле святого Петра, который стал первым епископом Рима. Слово папы, произнесенное ex cathedra (с его престола), считается Божьей заповедью.
Влияние католической традиции на повседневную жизнь итальянцев, переоценить невозможно. Католицизм – автократическая церковь, построенная на строгой иерархической вертикали, нисходящей от папы через кардиналов, архиепископов и епископов до местного приходского священника. Этот иерархический подход отражается в обществе в авторитете отца, структуре итальянского бизнеса, художественной культуре народа и звоне церковных колоколов, призывающих паству к мессе.
 
Национальный характер и традиции
Более всего итальянцы ценят личную верность и дружбу, которые они считают более важными, чем любые обязательства по отношению к общим государственным законам и правилам. Их отличает сильный местный патриотизм – свою общину они ценят выше государства. Итальянцы могут быть итальянцами для иностранцев, но друг для друга они флорентийцы, венецианцы, миланцы, римляне, неаполитанцы или сицилийцы. Местные обычаи, организации и традиции составляют удивительно богатую и разнообразную мозаику итальянской жизни, которая позволяет иностранцам наслаждаться отличительными особенностями Венеции и Рима, произведениями искусства флорентийской и венецианской школ итальянского Возрождения и многим-многим другим. Сами итальянцы больше всего ценят именно свои местные культуры и традиции, будь то пища, вино, искусство, архитектура, музыка или драма.
Итальянцы привержены идее семьи и высоко ценят преданность, особенно родственникам. Семьи связывают очень прочные отношения. В Северной Италии живут в основном «одноядерными» семьями, как в большинстве европейских стран. А в Южной Италии люди зачастую живут поколениями в одном городке, отчего возникают разветвленные родственные сети.
 
Праздники в Италии
Италия уверенно занимает ведущее место среди стран мира по календарным событиям. Это и католические праздники, отмечаемые особо красочно, а также культурные и спортивные события.
1 января – Новый год. Итальянцы любят выбрасывать в этот день старые вещи на мусорку. В Риме практикуются купания в Тибре, несмотря на прохладную погоду в это время года. В обрядности Нового года много черт, роднящих его как с рождеством, так и с праздником, который отмечают шестью днями позже, – эпифанией. Ведь все эти три праздника приурочены к зимнему солнцестоянию и знаменуют собой начало нового календарного года. Накануне Нового года в итальянских деревнях издавна ходят из дома в дом группы молодых людей или подростков с пением поздравительных песен, в которых желают хозяевам дома всяких благ в наступающем году.
6 января – Крещение. Празднуется в общенациональном масштабе. В Риме центр празднования находится на площади Пьяцца Навона
21 января – праздник святой Агнессы (Рим). По старинному обычаю именно в этот день стригут шерсть с двух благословленных ягнят, которая позднее используется для одежд священнослужителей.
Конец января – ярмарка Аоста (Валле-д-Аоста). Традиция проведения насчитывает десять столетий, ремесленники представляют деревянные, шерстяные и железные изделия, сделанные в течение зимы.
В первой половине февраля – на Сицилии проходит фестиваль миндаля.
С 15 по 21 февраля в Риме проходит карнавальная неделя. Практикуется ночной карнавал на площади Пьяцца Навона. Самый красочный карнавал проходит в Венеции: театральные представления, парад-маскарад, фейерверк. Во вторник первой недели Великого поста, «Марди Грае» (Martedx Grasso), жители и гости Венеции надевают бауты (накидки с капюшонами) и табарро (плащи) с треуголками и белые разукрашенные маски, что позволяет им разгуливать неузнанными. В Венеции полно магазинчиков, где можно купить маски и костюмы.
Конец февраля – фестиваль итальянской популярной песни (Сан-Ремо). Проходит пять дней.
Подробнее...
 
Архивы и библиотеки
Во всех крупных и во многих средних городах имеются превосходные библиотеки. Помимо специальных и университетских библиотек, имеются также национальные и провинциальные библиотеки, бесплатно обслуживающие учащихся.
В центральной библиотеке Рима собрана самая крупная в Италии коллекция книг, вместе с тем, не менее ценна и значима Библиотека Ватикана, в которой хранится множество древних рукописей. Большие библиотеки созданы при различных учебных заведениях, а также при многих государственных и религиозных учреждениях Рима.
Для организации временного пользования книгами создана национальная система книгообмена.
 
Средства массовой информации
Итальянцы читают газеты меньше, чем во многих других странах, причем на севере Италии читают больше, чем на юге. Газеты выпускаются по областям, но некоторые издания распространяются в общенациональном масштабе.
Наиболее крупным из итальянских информационных агентств является АНСА. Агентство основано в 1945 г. группой газетно-журнальных издательств на кооперативных началах. Находится в Риме. Предоставляет подписчикам внутреннюю и международную информацию. Обладает исключительным правом на распространение в Италии информации АФП, ЮПИ и Рейтер. Обменивается информацией с 60 зарубежными информационными Агентствами.
Кроме того, АНСА выпускает еженедельные бюллетени и обзоры событий внутри страны, а также различные тематические публикации, передает сообщения международного характера для судов, находящихся в плавании, имеет собственную фотослужбу и 17 региональных отделений в Италии и 90 за рубежом.
Агентство Италия (АДЖИ) – второе по значению после АНСА агентство страны. Основано в 1950 г., находится в Риме. Обменивается информацией с основными зарубежными информационными агентствами. Имеет фотослужбу с центрами в Риме и в Милане. Располагает 19 отделениями в областных центрах страны.
Крупнейшее частное информационное агентство Кронос, специализируется на распространении новостей политического и экономического характера. Агентство имеет редакцию в Риме и Милане, корпункты в основных европейских столицах. АДН Кронос широко использует внештатных авторов, часто привлекает экспертов. Основной объем информации получает от крупных зарубежных агентств. Клиентами агентства являются значительный круг итальянских СМИ, госучреждений, политпартий и общественных организаций, фирм и банков.
Подробнее...
 
Книги об Италии
Воскресшие боги. Леонардо да Винчи
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Воскресшие боги. Леонардо да Винчи

Рим. Путеводитель
Росс Зое
Рим. Путеводитель

Римское право. Учебное пособие
Кудинов О.А.
Римское право. Учебное пособие

Итальянско-русский наглядный словарь

Итальянско-русский наглядный словарь

© 2017 ItalyRome.Ru - Италия и Рим
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Страница сгенерирована за 0.011324 секунд