Главная arrow Экономика
Экономика


Общая характеристика экономики
Период после Второй мировой войны стал для экономики Италии кульминационным (в 1987 г. она сумела обогнать Великобританию по уровню ВВП). За последние 15 лет средние темпы экономического развития страны стали самыми медленными по сравнению с другими странами ЕС. Италия отстает от Германии и Франции. Ее экономика сейчас составляет 80% от Великобритании. В начале 2005 г. в Италии наступила рецессия.
Последствия пребывания Италии в ЕС далеко не однозначны. С одной стороны, для Италии – интенсивный процесс интеграции сопровождался максимально высоким периодом развития за всю историю страны. Произошло резкое развитие сектора услуг, усиление концентрации производства и капитала в промышленности; ускорились процессы технического перевооружения сельского хозяйства, перевода его на индустриальную базу, упрочились его связи с перерабатывающей промышленностью, в целом повысилась его эффективность. Но в то же время проблемы, с которыми Италия шла в Общий рынок и решить которые рассчитывала с помощью своих партнеров, так и остались нерешенными. В первую очередь это относится к проблеме Юга. Хотя темпы роста экономики Юга за эти годы ускорились, они не шли в сравнение с колоссальным скачком, совершенным в своем развитии промышленным и развитым также в аграрном отношении Севером страны, и разрыв в уровнях развития обоих регионов еще увеличился. Нерешенность проблемы Юга означает и нерешенность целого ряда проблем: безработицы, миграции «избыточного» населения (фактически наиболее молодой и работоспособной его части), деградации обширных внутренних районов, структурной (более 70% сельскохозяйственных предприятий имеет размер не более 5 га) и технологической отсталости сельского хозяйства Италии также не удалось реализовать преимущества своей аграрной специализации. Это объясняется отчасти тем, что единая сельскохозяйственная политика ЕС разрабатывалась и осуществлялась прежде всего в интересах континентального сельского хозяйства, т.е. большинства стран-участниц, а отчасти нарушением принципа преференций, т.е. преимущественного для стран-участниц сбыта продукции на внутреннем рынке ЕС по отношению к третьим странам. Заключение Сообществом ряда соглашений об ассоциации со странами Средиземноморья – основными соперниками Италии на мировых рынках – существенно снижало эффективность таможенных барьеров, понижало конкурентоспособность итальянской продукции в рамках группировки.
Подробнее...
 
Обзор итальянской промышленности
Особенность итальянской промышленной структуры – в стране мало крупных ТНК и абсолютно преобладают малые и средние предприятия (МСП).
На предприятия с числом занятых до 10 чел. приходится 94,8%, до 20 чел. – 98,0% действующих в стране производственных единиц, с числом занятых 250 чел. и больше – 0,1%. Средний размер предприятий по этому показателю вдвое ниже, чем в ЕС.
Прослойка крупных предприятий (более 500 чел.) сосредоточивает менее 15% занятых (против 40% во Франции и 50% в Великобритании). Тенденция к рассредоточению производства усиливается: за 1991–2001 гг. средняя численность занятых на предприятии снизилась с 6,7 до 6,3 чел.
Именно малое и среднее предпринимательство составляет основу промышленных округов, территориально-производственных комплексов, функционирующих на основе специализации и кооперирования в секторах производства, составляющих международную специализацию Италии. В округах благодаря сосредоточению технического опыта, информации, кадров, финансовых ресурсов и производственных мощностей идёт непрерывный процесс обновления и диверсификации выпускаемой продукции.
Энергосырьевая база промышленности обеспечивается преимущественно за счёт импорта. Ввозится около 90% нефти, практически весь коксующийся уголь, более 90% железной руды, 2/3 марганцевой руды, а также руды легирующих металлов.
 
Горнодобывающая промышленность
Главным минеральным топливным ресурсом Италии является природный газ, добываемый в долине р.По и на Юге. Разведанные запасы газа оцениваются в 300 млрд. куб.м. Запасы нефти весьма невелики и располагаются главным образом в Сицилии и на Юге. Некоторое количество каменного и бурого угля добывается на Сицилии. Италия обеспечивает себя бокситами, свинцом и цинком и производит некоторое количество ртути и мрамора на экспорт.
Черная металлургия работает на импортных угле и коксе, железной руде и частично на импортном ломе, полностью зависит от импорта легирующих металлов. Комбинаты полного цикла действуют в Генуе, Неаполе и Таранто. Последний – самый крупный в ЕС (мощность – более 10 млн. т стали в год). Сталелитейные и прокатные заводы сконцентрированы в городах Северо-Запада. На мировой рынок вывозятся заготовки и прокат из качественных видов сталей, стальные трубы. Главная продукция цветной металлургии: алюминий, цинк и свинец.
 
Машиностроение
Ведущей отраслью промышленности является машиностроение. В машиностроении занято 2/5 всех промышленных рабочих, создается 1/3 всей стоимости промышленной продукции и 1/3 итальянского экспорта.
Италия – один из крупнейших производителей автомобилей (около 2 млн. единиц в год), сельскохозяйственной техники, железнодорожного подвижного состава (2-е место в мире), различного оборудования: текстильного (3-е место в мире), электробытового, упаковочного, для пищевой промышленности и т. д.
Крупнейшие итальянские концерны «Fiat», «Olivetti», «Pirelli», «Ferouzzi», «Montedison», смешанная группа «IRI» занимают важные позиции не только в Италии, но и на мировом рынке. Однако, относительная слабость научно-технического потенциала Италии и предопределяют специализацию машиностроения на производстве товаров со средним, технологическим уровнем.
В главной отрасли машиностроения – изготовлении средств транспорта – господствует ФИАТ (расшифровывается так: Фабрика итальянских автомобилей в Турине). Этот многоотраслевой концерн, деятельность которого оказывает большое воздействие на всю экономику Италии, занимает одно из первых мест в Европе по выпуску легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и тракторов, различных двигателей.
 
Химическая промышленность
Итальянская химическая промышленность специализируется на производстве органических продуктов. Наибольшее значение имеют производства пластмасс и химических волокон, автомобильных шин, фармацевтика. Старейший район химической промышленности – Милан, хотя значительная часть химикатов производится и в морских портах, где находятся нефтехимические комбинаты. Около 1/4 химической промышленности контролируется компанией «Монтэдисон».
 
Сельское хозяйство
Типы сельского хозяйства в Италии сильно варьируют в зависимости от географических условий. Самые продуктивные сельскохозяйственные земли находятся на плодородной равнине в бассейне р. По на Севере, где преобладает интенсивное неспециализированное земледелие с большой долей крупных хозяйств.
Неспециализированным земледелием с выращиванием оливковых деревьев, зерновых культур, винограда и домашнего скота характеризуются Центральные районы Италии – Тоскана, Умбрия и Марке. На Юге специализация сельского хозяйства весьма разнообразна. Плодородные прибрежные земли заняты садами, в которых выращивают фрукты, оливки и миндаль, и виноградниками. Во внутренних районах преобладают малоплодородные почвы, и там можно выращивать лишь некоторые сорта зерновых и разводить овец. Нехватка воды остается главной проблемой Юга, здесь развитие сельского хозяйства целиком зависит от орошения.
В структуре сельскохозяйственного производства на продукцию земледелия приходится 95,4%, лесного хозяйства – 1,2%, рыболовства – 3,4%. В стоимости товарной продукции сельского хозяйства на растениеводство приходится 60%, и под влиянием интеграции экономики стран ЕС этот показатель в будущем может еще более возрасти, так как в ЕС Италия специализируется на экспорте овощей и фруктов, при свертывании производства зерна и мяса.
Высокопродуктивное аграрное производство сосредоточено на Севере, где используются современная техника и земледелие на орошаемых площадях. В остальных районах ирригация недостаточна, местами наблюдается эрозия почв.
Подробнее...
 
Лесное хозяйство
Леса занимают пятую часть территории Италии, но лесное хозяйство не имеет большого значения для экономики страны. Основные лесные районы – горные и холмистые районы Альп и Апеннин (включая районы Сила и Аспромонте в Калабрии). Хвойные породы – пихта и сосна – произрастают в более возвышенных районах, тогда как в нижних частях склонов преобладают широколиственные породы – бук и дуб.
 
Рыбное хозяйство
Несмотря на большую протяженность берегов, в Италии улов рыбы невелик, в среднем 543 тыс. т в год, т.е. почти 3/5 уровня улова во Франции. Рыбная промышленность размещена локально и располагает небольшими предприятиями.
 
Транспорт и связь
Италия расположена на пересечении многих международных транспортных путей. Во внутренних перевозках грузов и пассажиров доминирует автомобильный транспорт, много дорог высшего класса. Главная транспортная артерия страны – «автострада Солнца», связывающая Турин и Милан через Болонью и Флоренцию с Римом, Неаполем и Реджо-ди-Калабрия. По этому же маршруту строится скоростная железная дорога, но общая протяженность действующих железных дорог, преимущественно электрифицированных, сокращается из-за конкуренции автомобильного транспорта.
Удобные перевалы через Альпы обеспечивают связь Италии с ее северными соседями. Несмотря на то, что перевалы находятся на больших высотах, Альпы никогда не являлись барьером между Италией и остальной Европой. Основные трансальпийские железные дороги следуют по длинным туннелям под перевалами Фрежюс во Францию, Симплонским и Сен-Готардским в Швейцарию и по довольно короткому туннелю Бреннер в Австрию. Туннель, предназначенный для автомобильного движения под перевалом Большой Сен-Бернар, был сдан в эксплуатацию в 1963 г., а туннель Монблан в 1962 г. Эти автодороги теперь дополнены быстро расширяющейся сетью железных дорог, связывающих промышленные города Италии с остальной Европой.
Морской транспорт обслуживает более 70% внешних и значительную часть внутренних грузовых перевозок. Тоннаж флота – 8 млн. т – третье место в регионе после Норвегии и Греции, 1/3 судов – танкеры. Самые крупные порты – Триест и Генуя (грузооборот более 30 млн. т) – ворота во внешний мир не только для Северной Италии, но и для Швейцарии, Австрии, других стран Европы. Главный центр каботажных связей полуострова – Неаполь.
 
Банковская система
Высокий уровень развития характеризует итальянскую банковско-кредитную систему, а также страховое дело. Крупнейшей в Италии является группа «Assicurazioni Generali», входящая в десятку самых мощных страховых предприятий мира.
В 2002 г. в банковской системе Италии насчитывалось 814 учреждений, в том числе 253 акционерных банка, 60 иностранных филиалов, 40 народных банков и 461 банк кооперативного кредита.
 
Энергетика
В структуре производства электроэнергии 78% приходится на ТЭС, 20,2% – на ГЭС, 1,6% – на геотермальные источники, 0,4% – на использование энергии ветра; 16% электроэнергии импортируется. Север располагает 71,2% установленной мощности ГЭС и 44,4% – ТЭС.
 
Торговля
В Италии доля внутренней торговли в ВВП является самой высокой по сравнению с другими секторами экономики. На современном этапе основной элемент структуры внутренней торговли Италии – сеть крупных магазинов и супермаркетов, эти магазины имеют филиалы в большинстве провинциальных центров. Потребители стали покупать недорогую одежду в больших магазинах вместо того, чтобы заказывать ее у портных.
 
Внешнеэкономические связи
Внешнеэкономические связи Италии имеют жизненно важное значение для ее экономики.
Основные отрасли итальянской промышленности используют привозное сырье, топливо и полуфабрикаты. В то же время значительная часть национального продукта идет на экспорт. Сильные экспортные позиции Италия занимает в производстве электробытовых товаров длительного пользования, конторского оборудования и вычислительной техники, машин и оборудования для обработки пластмасс, текстильной, обувной, пищевой и полиграфической промышленности.
При этом Италия – один из ведущих мировых поставщиков продукции лёгкой промышленности. По выпуску обуви (более 400 млн. пар в год) она уступает только США. Многие итальянские компании доминируют на мировых рынках готовой одежды. Важной экспортной отраслью является дизайн, приносящий стране около 10 млрд. долл. в год.
Более 60% внешнеторгового оборота Италии приходится на страны Евросоюза, в основном это Германия, Франция и Великобритания. За пределами ЕС крупнейшими внешнеторговыми партнерами Италии являются США и государства ОПЕК.
В 1990-х гг. Италия значительно расширила торговое и инвестиционное сотрудничество с РФ. В России насчитывается несколько сотен предприятий с участием итальянского капитала. В Москве открыто более 200 представительств итальянских фирм, а также офисы 6 крупных банков.
Подробнее...
 
Введение “евро”: итальянский аспект
Начиная со второй половины 1996 г. на первое место во внешнеполитических дискуссиях в Италии вышла проблема, связанная с определением места страны в Европейском Союзе. Полемика шла, прежде всего, по вопросу о введении единой европейской валюты ЕВРО. В то же время эта проблема оказывала ощутимое воздействие на внутриполитическую и экономическую жизнь страны в 1997–1998 гг. и, более того, может быть, впервые итальянские политики и общество были вынуждены в таких широких масштабах провести сознательную и серьезную адаптацию финансово-экономического курса страны, ориентируясь в первую очередь не на внутренние, а на внешние вызовы.
Отчасти благодаря масштабной правительственной пропаганде, отчасти в силу базового психолого-политического фактора «вступления в Европу» (который для итальянцев с их чувством южной периферии не менее значим, чем для России), идеи ЕВРО пользовались в те годы значительной популярностью среди населения страны. По этому поводу проводилось много социологических опросов, и при расхождениях в конкретных процентах, все они указывали на определенную тенденцию. Приведем в качестве примера несколько из них. По одному из опросов, проведенных агентством Abacus в октябре 1997 г., число итальянцев, положительно относящихся к ЕВРО, составляло 74% (противников насчитывалось 17%) и 51% опрошенных с доверием ожидало его введения в Италии. Это свидетельствовало в пользу укрепления предрасположенности к ЕВРО в стране, поскольку в аналогичном опросе этого агентства в феврале 1997 г., с доверием к введению новой монеты относился только 41% респондентов. При этом было характерно то, какие социальные группы наиболее положительно относились к ЕВРО в целом. Это люди с высшим образованием (90% опрошенных), молодежь (до 34 лет) – более 80%, мужчины – 80%. При этом, впрочем, как показал тот же опрос, лишь треть итальянцев представляла себе, как и когда будет происходить введение единой валюты. Это может служить показателем, что уже упомянутый фактор принадлежности к Европе занимал гораздо большее место в подходе населения к ЕВРО, чем какой-либо трезвый расчет.
Подробнее...
 
Сфера услуг и туризм
Наряду с Францией и Испанией Италия является одной из самых посещаемых туристами стран. Туризм превратился в разветвленную индустрию и приносит значительную прибыль в бюджет страны (свыше 12 млрд дол. ежегодно).
Ежегодно сюда приезжают свыше 40 млн. иностранных туристов. Обслуживание туристов – одна из важнейших отраслей экономики. Италия – огромный туристский рынок, охватывающий около 250 тыс. учреждений, в том числе 36 тыс. гостиниц, около 200 тыс. ресторанов и баров, более 4,5 тыс. туристских компаний.
В стране почти 8 тыс. км пляжей, из которых лишь небольшая часть оборудована для приема туристов. Наибольшим комфортом отличаются пляжи северо-восточной части Италии в областях Венето и Эмилия-Романья. Вход на пляжи свободный. Отдыхающие не должны в обязательном порядке пользоваться услугами пляжных инфраструктур. В каждом районе областей предусмотрены неорганизованные пляжи.
 
Социально-экономическая сфера
С начала 1990-х гг. в экономической и социальной политике Италии идет процесс реформирования, цель которого модернизация экономики и социальной сферы в общих рамках углубления процесса европейской интеграции и гармонизация национального законодательства с нормативами ЭВС.
Важным направлением политики реформ стал пересмотр пенсионной системы, поглощавшей около 80% затрат на социальное обеспечение и накопившей огромный дефицит. Законодательно был закреплен постепенный переход от распределительной системы к накопительной, а также постепенное снижение пенсионного возраста, вместе с тем идет процесс создания частных пенсионных фондов, куда, может перейти до 2/3 трудящегося населения.
Италия относится к странам с относительно высоким уровнем жизни населения. Однако разрыв в уровнях благосостояния между «верхними» и «нижними» 10% населения велик – на них приходится соответственно 26,6 и 2,1% национального дохода. Этот контраст особенно заметен в распределении собственности: в руках 10% самых богатых семей сосредоточено 47,1% недвижимости, ценного имущества и ценных бумаг. За порогом бедности живут 12% семей и 13,9% общей численности населения (2001 г). Численность бедных семей на Севере не превышает 5%, на Юге составляет 20%. Более 1/3 бедных семей на Юге – многодетные.
Подробнее...
 
Книги об Италии
Курс итальянского языка
Рейнольдс М.
Курс итальянского языка

Итальянский язык. Базовый курс: книга + 3 CD (+ CD-ROM)

Итальянский язык. Базовый курс: книга + 3 CD (+ CD-ROM)

История Италии
Китс Джонатан
История Италии

Дафнис и Хлоя. Итальянские новеллы. Шарль Бодлер: избранные стихотворения. Переводы Дмитрия Мережковского
Мартынов Г.Г.
Дафнис и Хлоя. Итальянские новеллы. Шарль Бодлер: избранные стихотворения. Переводы Дмитрия Мережковского

© 2017 ItalyRome.Ru - Италия и Рим
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Страница сгенерирована за 0.011020 секунд