Главная arrow Государство
Государство


Административное деление
Италия – унитарное государство с отдельными элементами федерализма (иногда такую форму государственно-территориального устройства именуют «регионалистской»). В стране 20 областей, которые делятся на провинции.
Принято разделять экономические районы Севера (Ломбардия, Пьемонт, Лигурия, Венето, Эмилия-Романья, Валле д'Аоста, Трентино-Алъто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия), Центра (Лацио, Тоскана, Умбрия, Абруцци, Марке) и Юга (Кампания, Молизе, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния). При этом области – Трентилно-Альто-Адидже, Валле-д'Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния обладают специальным статусом. В областях действуют выборные органы власти – советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции. Советы образуют исполнительные органы – джунты, которые выбирают своих председателей. Деятельность советов координируется назначаемыми центральным Правительством комиссарами.
Крупнейшие города Италии: Рим, Милан и Неаполь. Крупные урбанизированные зоны сложились вокруг городов Турин, Генуя, Венеция, Болонья, Флоренция, Бари, Палермо, Катания и Кальяри.
 
Государственное устройство
Управление государством осуществляется в соответствии с конституционными принципами и нормами гражданского права. Действует Конституция 1947 г., согласно которой Италия по форме правления – парламентская республика.
Политический режим – демократический. Его характерной чертой является хроническая политическая нестабильность, проявляющаяся в многочисленных правительственных кризисах.
Высшая законодательная власть принадлежит Парламенту Италии, который состоит из двух палат – Палаты депутатов и Сената.
Палата депутатов, в состав которой входят 630 депутатов, избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права (475 мест распределяются на основе выборов в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, 155 мест – по пропорциональной системе). Срок полномочий палаты – 5 лет.
Полномочия могут быть продлены «только в законодательном порядке и лишь в случае войны» (ст. 60 Конституции). Первое заседание палаты проводится не позднее 20-го дня после выборов; на нем избирается председатель и президиум – постоянный орган палаты, выполняющий ее функции в перерывах между сессиями. Палата избирает из своих членов постоянные и временные комиссии, в которых ведется разработка законопроектов, причем в отличие от парламентских комиссий других стран комиссии итальянского Парламента наделены правом не только рассматривать, но и принимать законопроекты. Исключение составляют законопроекты по конституционным и избирательным вопросам, делегирующие законодательную власть, устанавливающие бюджет и некоторые другие.
Сенат республики – верхняя палата Парламента, 315 членов которой избираются населением сроком на 5 лет: 3/4 по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам и 1/4 по пропорциональной системе (до референдума 1993 г. по этому вопросу система выборов в Сенат была чисто пропорциональной).
Сенат является палатой областей. Для избрания в него установлен возрастной ценз, равный 40 годам. Согласно Конституции, тот, кто был Президентом Республики, становится автоматически сенатором, «если не откажется от этого» (ст. 59). Кроме того, Президент может назначить в Сенат пожизненно 5 человек из числа почетных граждан, прославивших родину достижениями в области науки, литературы, искусства. По пропорциональному принципу представительства партий Сенат избирает постоянные и временные комиссии. Их роль так же велика, как и роль комиссий в Палате депутатов.
Подробнее...
 
Местные власти
С 1990-х гг. в Италии идет процесс передачи части управленческих функций (а также финансовых и кадровых ресурсов) из центра на периферию. В 1993 г. введены прямые выборы мэров городов с населением св. 15 тыс. чел. и провинций, мажоритарная система выборов в местные законодательные органы (джунты); с 2000 г. прямым голосованием избираются и главы районов. Важным событием стал пересмотр в 2001 одной из статей Конституции, что дало районам законодательные права по широкому кругу вопросов, в т.ч. право вносить изменения в свои статуты без обязательного одобрения их центром. Всё это реально увеличило автономию региональных и местных органов власти.
Вместе с тем возросла роль организаций, тесно взаимодействующих с властями в решении местных задач (торговые палаты, университеты, местные ярмарки, некоторые центры здравоохранения, консорциумы, межмуниципальные предприятия сферы услуг и т.п.). Также сформировалась новая структура так называемые – совещания, которые осуществляют взаимодействие центральной администрации с региональными и местными властями на консультативной основе.
Круг вопросов, входящих в сферу деятельности негосударственных структур и институтов местного самоуправления, постоянно растёт, что создаёт предпосылки для федеративного переустройства. Однако возникающая система пока не может быть охарактеризована как федерализм, поскольку верхняя палата парламента юридически не является палатой региональных автономий.
Подробнее...
 
Политические партии и общественные организации
Основные политические партии Италии:
Христианско-демократическая партия (ХДП), основанная в 1943 г. – партия клерикального типа, выражающая интересы различных слоёв буржуазии и включающая около 1,4 млн. членов;
Форса Италия – буржуазная партия, основанная в 1993 г. – отстаивает принципы рыночной экономики, пытается объединить политические силы правого центра.
Итальянская социальная партия (ИСП) – левоцентристская партия, основанная в 1892 г. – является членом Социалистического интернационала;
Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП), образованная в 1969 г. имеет 180 тыс. сторонников, входит в Социалистический интернационал.
Итальянская республиканская партия – партия буржуазного типа, основанная в 1897 г. включает 120 тыс. членов.
Итальянская либеральная партия, основанная в 1848 г., – первая буржуазная партия. Национальный альянс, основанный в 1946 г., ранее называвшийся Итальянское социальное движение – является неофашистской партией.
Федерация «зелёных» образов 1987 года – является частью Европейского зелёного движения. Партия коммунистического преобразования, основанная в 1991 году, состоит из бывших членов Итальянской коммунистической партии.
На парламентских выборах, состоявшихся 9–10 апреля 2006 г., победила левоцентристская коалиция «Союз» во главе с Романо Проди. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, правоцентристский блок «Дом свобод» которого проиграл на выборах, отказался признать результаты выборов и потребовал их проверки. Только после поражения его сторонников на выборах спикеров в нижней и верхней палатах парламента (конец апреля) Берлускони официально объявил о своей отставке с поста премьер-министра.
В стране сложилось три крупных профсоюзных объединения: Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ), основанная в 1906 г. крупнейшая из всех конфедераций.
Подробнее...
 
Внутренняя политика
Внутренняя политика последних 10–15 лет может быть охарактеризована как постепенный и пока незавершённый переход от 1-й ко 2-й республике. Основные составляющие этого процесса – изменение избирательного закона, расширение прав местных властей, обновление политического класса, разблокирование механизма ротации партийных коалиций у власти, наметившаяся тенденция усиления полномочий президента (обсуждается возможность прямых выборов на этот пост). Политический процесс опирается на широкую программу структурных реформ, инициированную силами левого центра. Приход к власти правоцентристов изменил лишь тактическую позицию правительства в проведении этих реформ, оставив прежним их общий вектор. Роль ЕС и других внешних факторов во внутриполитической жизни Италии возрастает.
Общественно-политическая система опирается на развитый механизм демократии и приверженность большинства населения идеям парламентаризма, политического и культурного плюрализма, реформистского пути развития. Слабым местом этой системы является незавершённость процесса национальной консолидации – сохранение традиций регионального партикуляризма и особенно глубоких социокультурных различий между Севером и Югом. Отсюда латентная политическая неустойчивость и, как следствие, торможение необходимых стране реформ.
Приход Берлускони к руководству правительством проходил на фоне обострения социально-экономической обстановки в стране, углубления различных противоречий в итальянском обществе.
Подробнее...
 
Внешняя политика
Внешняя политика с первых послевоенных лет строилась на принципах европеизма и атлантизма. Италия была среди основателей НАТО и Европейского Союза и активно интегрирована в эти структуры в настоящее время. Однако большой авторитет левых сил в стране обязывал её правящие круги учитывать их позицию при выработке внешней политики.
В 1948 г. Италия достигла довоенного уровня в промышленном производстве, а в 1950 – и в сельском хозяйстве. Ведущие итальянские монополии ("ФИАТ", "Фальк" и др.), используя средства, полученные по плану Маршалла, полностью обновили оборудование; большую активность проявили государственные промышленные объединения: "ИРИ" и позже - "ЭНИ" ("Национальное нефтегазовое объединение", создано в 1953 году). Значительные внутренний и внешний спрос на промышленную и сельскохозяйственнную продукцию в сочетании с дешёвой рабочей силой и постоянным усилением интенсивности труда способствовал быстрому росту экономики.
В 50-е гг. Италия превратилась из страны аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную. Резко возросло государственное вмешательство в экономику, осуществляемое в интересах монополий (государственно-монополистический капитализм). В 1951 г. Италия подписала договор о Европейском объединении угля и стали, а в 1957 г. В Риме были подписаны соглашения о Европейском экономическом сообществе ("Общий рынок") и создании Евратома.
С одной стороны, Италия – развитое капиталистическое государство Западной Европы, и потому она не может оставаться безразличной к процессам, протекающим в этом регионе, прежде всего к тем, которые связаны с укреплением Западной Европы в качестве самостоятельного политического центра Запада. С другой стороны, именно Италия на протяжении послевоенного времени неоднократно признавалась руководством США ОДНИМ ИЗ наиболее лояльных союзников в НАТО.
Если попытаться коротко охарактеризовать одну из самых главных проблем в отношениях Италии с ее партнерами по ЕС, то можно сказать, что эта проблема заключается в определении места и роли страны внутри европейского сообщества. Экономическая слабость Италии по сравнению с ведущими членами Сообщества подчас мешает ей выполнять взятые на себя обязательства, создает репутацию ненадежного партнера. Вместе с тем экономические возможности Италии не совпадают с представлениями правящих кругов страны о ее роли в Сообществе.
Подробнее...
 
Маастрихтский договор и Италия
В отношении Италии к Маастрихтскому договору можно проследить несколько этапов. На первом этапе, в 1992 – начале 1994 гг. объединительная политика, в т.ч. и в валютной сфере, активно поддерживалась тогдашними итальянскими правительствами Джулиано Амато и Карло Адзельо Чампи. При этом серьезность и сложность усилий, которые необходимо было предпринять экономике и финансам страны для соответствия критериям Маастрихта, пожалуй, еще не во всей своей полноте осознавалась итальянскими политическими силами и обществом в целом. Так, к примеру, ратификация Маастрихтского договора в отличие от многих других европейских стран прошла в итальянском парламенте практически без дискуссий, и против нее голосовали только крайние и тогда немногочисленные фракции парламента – лево-радикальное «Коммунистическое преобразование» (Rifondazione comunista) и постфашистское Итальянское социальное движение.
Затем с приходом к власти после парламентских выборов 1994 г. правоцентристской коалиции во главе с С. Берлускони господствующей идеологией в официальной политике Италии стал т.н. «евроскептицизм» и вообще более независимая от партнеров внешнеполитическая стратегия. Главным проводником «евроскептицизма» стал тогдашний министр иностранных дел страны А. Мартино. Не отказываясь от верности Италии Европейскому союзу, он, тем не менее, выступал против строгих критериев и сроков валютного объединения, зафиксированных в Маастрихте, и связанной с этим концепции «двухуровневого» развития Евросоюза: «твердое ядро» (первая группа стран, вводящих единую валюту) – и все остальные.
Пришедшее на смену кабинету С. Берлускони переходное «правительство техников» Л. Дини вновь изменило курс и заявило о намерении Италии выполнить все обязательства, предусмотренные Маастрихтом, и войти в первую группу стран, вводящих единую валюту. Эта же идея легла в основу предвыборной платформы пришедшей к власти в апреле 1996 г. левоцентристской коалиции «Олива» во главе с Романо Проди. Ее основу составили Демократическая партия левых сил (Partito Democratici di Sinistra, бывшая компартия Италии; лидер – Массимо Д'Алема), левоцентристская часть постдемохристиан (предвыборное движение «Народники – за Проди», «Popolari per Prodi», состоящее из Народной партии Италии, лидер – Джерардо Бьянко, и Демократического союза, лидер – Антонио Макканико) и «Зеленые» (лидер – Карло Рипа ди Меана). С этой коалицией заключило политический союз и вновь образованное движение Л. Дини «Итальянское обновление» («Rinnovamento italiano»).
Подробнее...
 
Отношения между Италией и Россией через призму евроинтеграции
Италия всегда занимала важное место во внешней политике России. Политические отношения России и Италии часто носили более конструктивный и доверительный характер, чем с другими ведущими государствами Запада. Важным фактором является богатство культурных связей наших стран. Поэтому понимание основных тенденций и приоритетов итальянской внешней политики может сделать возможным качественное прогнозирование того, какой отклик будет в Италии на те или иные действия на международной арене, какого рода инициативы она сама может выдвинуть.
В итальянском представлении о мировом сообществе Россия занимает особое место. Еще с советских времен связи между Москвой и Римом были настолько теплыми, насколько позволяла "холодная война", а в последнее десятилетие двусторонние отношения были стабильно великолепными и не омрачались даже небольшими тучками. Если учесть, что в торговых связях России с западными странами Италия пропускает вперед только Германию, то понятна объективная основа для итальянского интереса к России.
Что касается российско-итальянских отношений, то официальный Рим в своих внешнеполитических идеологемах всемерно подчеркивает важность «сотрудничества с новой Россией» для будущего развития Италии и Европы. Тот же оптимизм выражается относительно перспектив российских экономических реформ. При этом делается акцент на готовности поддержать эти экономические преобразования: «Россия на пути обновления должна иметь возможность рассчитывать на самую широкую солидарность и сотрудничество, чтобы наилучшим образом интегрироваться в глобальную экономику». Тесное соединение и переплетение итальянской политики и политики ЕС приводит к тому, что Италия официально провозглашает свою готовность к тому, чтобы «информировать европейских партнеров о близких отношениях с Москвой в двустороннем плане».
Чеченская тема актуализировала то внимание, которое уделяет Рим вопросам Совета Европы. В 2000 г. Италия являлась председателем Совета Европы, и поэтому та позиция, которую она занимала по Чечне, представляет для особый интерес. Важное значение в этой связи имело программное выступление Л. Дини на заседании политической комиссии ПАСЕ 12 июня 2000 г. В нем итальянский министр дал от имени Совета Европы официальную оценку действий России в Чечне. Прежде всего Ламберто Дини отметил, что после известных рекомендаций ПАСЕ о приостановке членства России в Совете Европы наша страна предприняла ряд мер, которые, с точки зрения Совета, свидетельствуют о восприятии Россией полученных рекомендаций. Большой резонанс имело и официальное заключение Дини перед ПАСЕ о нецелесообразности настаивать на том, чтобы приостановить членство России в этой организации.
Подробнее...
 
Книги об Италии
Войны в эпоху Римской империи и в Средние века
Никерсон Х.
Войны в эпоху Римской империи и в Средние века

Горнолыжные курорты Европы. Путеводитель с мини-разговорником

Горнолыжные курорты Европы. Путеводитель с мини-разговорником

Мировое искусство. Мастера итальянского возрождения
Мосин И.
Мировое искусство. Мастера итальянского возрождения

Леонардо Да Винчи для
Тайш Дж.
Леонардо Да Винчи для "чайников"

© 2017 ItalyRome.Ru - Италия и Рим
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005-2008 Joom.Ru - Русский Дом Joomla!
Страница сгенерирована за 0.009455 секунд